Занятие № 11

Занятие № 11

Ход занятия

Время

Учебное действие

Цель

5 мин.

І. Организационный этап: Приветствие.

Выявление отсутствующих и опоздавших.

Проверка готовности учащихся к занятию.

Организация внимания учащихся.

Проверка домашнего задания.

Переключение внимания студентов на предстоящее занятие.

Развитие механизмов чтения.

20 мин.

ІІ. Этап изучения нового материала.

Г. КОНСТРУКЦИИ С ВОЗВРАТНЫМИ ГЛАГОЛАМИ, ВЫРАЖАЮЩИМИ ВРЕМЕННЫЕ ГРАНИЦЫ ДЕЙСТВИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ, КАЧЕСТВА, КОЛИЧЕСТВА, ХАРАКТЕРИСТИКИ

Обозначают н а ч а л о, п р о д о л ж е н и е или конец действия. Такие глаголы с частицей -ся употребляются только с неодушевлённым субъектом, обозначающим, как правило, процесс или действие.

Сравните:

В. п.

Им. п.

КТО? ► ЧТО?

что?

Мы начинаем концерт.

Концерт начинается.

Профессор продолжает лекцию.

Лекция продолжается.

Студенты заканчивают практику.

Практика заканчивается.

I Обратите внимание на управление глаголов. Сравните и сделайте выводы.

что? (В. п.) + инф.

когда?

начинать — начать

начинаться — начаться

кончать — кончить

кончаться — кончиться

оканчивать — окончить

оканчиваться — окончиться

заканчивать — закончить

заканчиваться — закончиться

завершать — завершить

завершаться — завершиться

прекращать — прекратить

прекращаться — прекратиться

 

сколько времени?

продолжать — продолжить

*продолжаться (только НСВ)

Обучение нового грамматического материала.

10 мин.

III. Упр. 20. Составьте с глаголами начать, продолжить, завершить, прекратить,

кончить и существительными, данными ниже, словосочетания, а затем измените их по образцу.

Образец: борьба — начать борьбу — борьба началась

Существительные: дискуссия, спор, концерт, лекция, фильм, спектакль, обсуждение, игра, матч, война, переговоры, работа, (совместное) производство, (химическая) реакция, (культурное) сотрудничество.

Употребление активной лексики в новом грамматическом контексте

10 мин.

Упр. 21. Поставьте подходящие по смыслу глаголы в скобках в нужной форме с частицей -ся или без неё.

1. Занятия на подготовительном факультете [кончать(ся) — кончить(ся)] в июне, а потом [начинать(ся) — начать(ся)] каникулы. 2. Несмотря на трудности в стране, учёные [продолжать(ся)] исследовать космос. 3. Картина не понравилась художнику, и он решил [начинать(ся) — начать(ся)] всё сначала. 4. Лекция известного профессора [продолжать(ся)] два часа. 5. Когда лекция [заканчивать(ся) — закончить(ся)], студенты [начинать(ся) — начать(ся)] задавать вопросы.

Контроль усвоения нового грамматического материала.

10 мин.

Упр. 22. Вспомните, что написано на билетах в кинотеатр, в театр, на концерт, на вечер, на афише в клубе и т. п.

Скажите, когда начинаются и кончаются спектакли, концерты и т. п., сколько времени они продолжаются.

Тренировка в репродуцировании собственных высказываний с использованием нового лексико-грамматического материала.

10 мин.

Упр. 23. Задайте вашему другу три вопроса с глаголами из таблицы на стр. 84 в следующих ситуациях.

Ваш друг идёт в театр.

Вчера он был на собрании.

В среду он выступал на концерте.

Друзья ездили на экскурсию в старинный русский город.

Он только что сдал экзамены.

Употребление активной лексики в форме устного диалога.

5 мин.

Обратите внимание:

2. К переходным глаголам, выражающим качественные или количественные изменения, может присоединяться частица -ся, которая указывает, что изменения касаются самого субъекта действия.

Сравните:

Мы расширяем культурные связи. Жизнь очень изменила его.

Культурные связи расширяются. Он очень изменился.

 

10 мин.

ІV. Домашнее задание:

Упр. 24. Знаете ли вы глаголы? Если нет, обратитесь к словарю. Составьте с ними словосочетания по образцу.

Образец: расширять(ся) — расширить(ся)

расширять репертуар театра — репертуар театра расширяется

Изменять(ся) — изменить(ся), развивать(ся) — развить(ся), увеличивать(ся) — увеличить(ся), уменыпать(ся) — уменынить(ся), сокращать(ся) — сократить(ся), повышать(ся) — повысить(ся), понижать(ся) — понизить(ся), нагревать(ся) — нагреть(ся), охлаждать(ся) — охладить(ся), ускорять(ся) — ускорить(ся), замедлять(ся) — замедлить(ся), улучшать(ся) — улучшить(ся), ухудшать(ся) — ухудшить(ся), усиливать(ся) — усилить(ся), превра-щать(ся) — превратить(ся), ослаблять(ся) — ослабить(ся), обновлять(ся) — обновить(ся).

Определение посильности домашнего задания и частичное выполнение его в аудитории.

10 мин.

V. Подведение итогов и оценка проделанной работы.