Заняття 13

Занятие № 13

Ход занятия

Время

Учебное действие

Цель

5 мин.

І. Организационный этап: Приветствие.

Выявление отсутствующих и опоздавших.

Проверка готовности учащихся к занятию.

Организация внимания учащихся.

Проверка домашнего задания.

Переключение внимания студентов на предстоящее занятие.

Развитие механизмов чтения.

20 мин.

ІІ. Этап изучения нового материала.

Д. БЕЗЛИЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ С ГЛАГОЛАМИ НА -СЯ

1. Сочетания безличного глагола с частицей -ся с существительным или местоимением в дательном падеже широко используются в русском языке. По сравнению с личными конструкциями безличные конструкции с глаголами на -ся звучат менее категорично.

Сравните:

Он хочет купить ей эти цветы. Я думаю, что это правильно. Вчера брат не спал всю ночь.

Ему хочется купить ей эти цветы. Мне думается, что это правильно. Вчера брату не спалось всю ночь.

Обратите внимание на особенность при употреблении отрицательной частицы не.

2. Если в безличной конструкции перед глаголом на -ся стоит отрицание, то данная конструкция выражает неспособность или нежелание субъекта совершить какое-либо действие.

Сравните:

В эту ночь Виктору не спалось. Сегодня мне не работается.

В эту ночь Виктор не спал. (В эту ночь Виктор не мог спать.) Сегодня я не работаю. (Сегодня я не хочу работать.)

Продолжение изучения нового грамматического материала.

20 мин.

III. Упр. 29. Придумайте безличные предложения с глаголами, данными в таблице ниже, в настоящем и прошедшем времени. Обратите внимание на употребление с глаголами отрицательной частицы не.

Образец: Мне хочется (хотелось) пойти в театр.

Мне не спится (не спалось).

Глаголы без отрицания:

Глаголы с отрицанием:

хотеться — захотеться

не хотеться

думаться — подуматься

не вериться — не повериться

вспоминаться — вспомниться

не работаться

вериться — повериться

не читаться

помниться

не писаться

представляться - представиться

не сидеться

житься

не лежаться

считаться

не петься

Употребление активной лексики в новом грамматическом контексте.

15 мин.

Упр. 30. Прочитайте предложения. Замените безличные конструкции личными. При отрицании используйте глаголы мочь или хотеть.

1. Мне помнится, что я видел эту книгу у своего соседа. 2. Виктору давно хотелось купить такой фотоаппарат. 3. Мне не верится, что он придёт. 4. Нам не хочется говорить об этом. 5. Вчера ему плохо работалось, хотя никто ему не мешал. 6. Ей всегда жилось легко и просто. 7. Детям не сидится, не лежится на одном месте. 8. «Сегодня мне не пишется», — сказал поэт. 9. Мне думается, что эту проблему можно решить другим путём. 10. Мне часто вспоминается, как я жил.

Тренировка использования нового грамматического материала.

10 мин.

31. Составьте предложения с глаголами

считать (кого?), считаться (кем?).

Образец: М. Глинка — основоположник русской музыкальной школы. — Все считают М. Глинку основоположником русской музыкальной школы.

М. Глинка считается основоположником русской музыкальной школы.

1. В. Серов — талантливый русский живописец. 2. И. Репин — гордость русской портретной живописи. 3. П. Чайковский — знаменитый русский композитор. 4. А. Пушкин — первый поэт России.

Тренировка в составлении предложений с использованием нового грамматического материала.

10 мин.

ІV. Домашнее задание: подготовиться к аттестации. Повторить все пройденные темы. И выполнить следующие задания:

Ответьте письменно на вопросы, используя глаголы считать себя, чувствовать себя.

-​ Каким человеком вы считаете себя?

-​ Каким человеком считает себя ваш друг?

-​ Как вы чувствуете себя по утрам и вечерам?

-​ От чего зависит ваше самочувствие?

-​ Как чувствуют себя ваши знакомые?

-​ Что вы им советуете, если они чувствуют себя плохо?

Упр. 33. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу глаголы казаться, оказаться, считаться, показаться, прийтись.

1. Голос человека ... мне знакомым. 2. Её глаза ... тёмными и большими. 3. Мой сосед ... человеком очень принципиальным. 4. Старший брат ... большим специалистом по искусству. 5. На первый взгляд он... мне серьёзным человеком. 6. В России и за рубежом этот музыкант... прекрасным скрипачом. 7. Ему ... покинуть родину и жить в Италии.

Определение посильности домашнего задания и частичное выполнение его в аудитории.

10 мин.

V. Подведение итогов и оценка проделанной работы.