Занятие № 21
Занятие № 21 |
||
Ход занятия |
||
Время |
Учебное действие |
Цель |
5 мин. |
І. Организационный этап: Приветствие. Выявление отсутствующих и опоздавших. Проверка готовности учащихся к занятию. Организация внимания учащихся. Проверка домашнего задания. |
Переключение внимания студентов на предстоящее занятие. Развитие механизмов чтения. |
5 мин. |
ІІ. Этап изучения нового материала. Тема: Особенности делового стиля речи. Деловые документы: Автобиография Автобиография – жизнеописание какого-либо человека, которое составлено им самим. Она может быть написана как служебный документ и как литературное произведение. В автобиографии кратко перечисляются основные события собственной жизни в их временной последовательнос В первом случае в ней сообщаются сугубо официальные сведения: год и место рождения, образование, место работы, местожительство, семейное положение. Во втором случае в автобиографию автор может включить любые сведения о своей жизни. Все сведения в автобиографии указываются в хронологическом порядке. Следует отметить, что способов соблюдения такого порядка несколько. 1. Две даты, обозначающие период времени, ставятся вначале строки через дефис: «2004—2009. Работа на предприятии «Олимп» в должности инженера-констру 2. Промежуток времени указывается с помощью предлогов: «С 2004 по 2009 год работал на предприятии «Олимп» инженером-констр 3. Промежуток времени указывается после события в скобках: «Поступил в аспирантуру Московского государственного университета им. М. В. Ломоно |
Обучение правилам деловой речи. |
10 мин. |
Основные сведения в автобиографии можно разбить на блоки: 1. Фамилия, имя, отчество; дата и место рождения. Данную информацию можно написать по-разному: «Я, Иванов Иван Иванович, родился 11 сентября 1984 года в городе Мариуполь Пензенской области» или «Иванов Иван Иванович. Дата рождения: 11 сентября 1984 года. Место рождения: город Мариуполь Пензенской области». 2. Образование. Здесь указываются образовательные учреждения, периоды (средний, высший, аспирантура и т.д.), результаты. Обычно пишут так: «Среднюю школу № 3 города Астрахани закончил в 2001 году». 3. Трудовая деятельность. В данном блоке указываются информация о том, на каком предприятии, в учреждении или организации работал / работает автор, в каком подразделении, в какой должности или по какой специальности. Например: «В сентябре 2006 года по распределению поступил на работу на завод «Орбита» на должность техника». 4. Сведения о родителях, о собственном семейном положении (женат, холост; замужем, не замужем; дети) указываются сразу после фамилии, имени, отчества, дате и месте своего рождения, например: «Родился в семье металлургов. Отец, Иван Петрович Иванов, — сталелитейщик; мать, Зоя Фѐдоровна Иванова, — формовщик». Этот блок не является обязательным. |
Тренировка восприятия и запоминания текста в устной форме. |
30 мин. |
Структура написания автобиографии: 1. Наименование документа размещается в середине строки и пишется заглавными буквами: АВТОБИОГРАФИЯ. После слова "автобиография" точка не ставится. 2. Текст автобиографии пишется от руки. Я, (фамилия, имя, отчество), родился(ась) (указать день, месяц и год рождения) в (указать точное место рождения - город, республику, область, район, населенный пункт) в семье (рабочих, колхозников, служащих). При смене фамилии указать место, время и причины смены фамилии. В (указать год) поступил(а) и в (указать год) закончил(а) (наименование и местонахождения учебного заведения) по специальности (окончившим высшие и средние специальные учебные заведения - указать квалификацию). По такой же форме приводятся сведения о законченном или незаконченном (с указанием причины) обучении в других учебных заведениях. Перечисляются в хронологическом порядке все учебные заведения высшего и среднего профессиональног Для проходивших последипломное обучение и/или повышение квалификации необходимо указать его виды, сроки, тематику; полученные в результате специальности, квалификации. При их наличии указать ученые степени, звания, тему и год защиты диссертации; количество и тематику опубликованных научных работ. К судебной ответственности я и мои ближайшие родственники (родители; супруги, в том числе бывшие; дети; братья и сестры) не привлекались. Если привлекались, укажите, когда и за что. Для участвовавших в выборных органах указать, когда и в какие органы избирался. Для имеющих правительственны Проживаю в городе (указать) по адресу: (привести подробный адрес с указанием почтового индекса и района прописки и реального места жительства; домашний телефон). Кратко описать трудовую деятельность с момента ее начала с указанием мест работы, занимаемых должностей, круга служебных обязанностей, причин увольнения. Для имеющих стаж по предполагаемой трудовой деятельности, указать предприятия (организации), в которых работали, занимаемые должности, служебные обязанности и характер работы, годы работы. Последнее место работы: (указать полное наименование учреждения/орган Подробно описать круг служебных обязанностей; при наличии административных функций описать полномочия и ответственность, указать количество подчиненных подразделений/ра Семейное положение: (холост, не замужем, женат, замужем, разведен(а), вдова(ец), состою в гражданском браке - отметить нужное). Сообщаю следующие сведения о родственниках:(п Вы можете сообщить дополнительно к перечисленным любые другие сведения о себе, какие сочтете необходимыми. 3. Подпись составителя (справа). 4. Дата написания автобиографии (также справа). Число, месяц и год пишутся цифрами. В автобиографии как деловой бумаге неуместны эпитеты, лирические отступления, разговорная лексика. Автобиография должна быть выдержана строго в официально-делов Языковые правила оформления места рождения, обучения, работы При написании автобиографии мы неизбежно сталкиваемся с вопросом о том, как правильно написать: родился в городе Москва или в городе Москве? в городе Нижний Новгород или в городе Нижнем Новгороде? в городе Нежине Республики Украина или в городе Нежин Республики Украины? |
Контроль усвоения лексико-граммати |
20 мин. |
Запомните следующие правила: 1. Названия городов, сел, деревень, поселков, выраженные склоняемым существительным, как правило, согласуются в падеже с определяемым словом, например: в городе Москве, в городе Смоленск, в городе Саратове, в городе Горьком, в деревне Ивановке, на хуторе Коробовке, в селе Ильинском. 2. Не согласуются вышеприведенные названия, если они выражены: а) словосочетанием: в городе Кривой Рог, в селе Чистый Ключ, в деревне Холодный Родник, в городе Нижний Новгород; б) формой множественного числа: в городе Мытищи, на хуторе Горячие Угли, в поселке Серебряные Пруды, в городе Минеральные Воды; в) именами собственными, род которых не совпадает с основным понятием: в городе Ровно, в деревне Бородино, в селе Углич, в поселке Апрелевка; г) именами собственными на -ово (-ёво), -ыно (ино): в городе Одинцово, в поселке Пушкино, в районе Свиблово, в деревне Малино. 3. Официальные названия республик обычно согласуются со словом республика, если имеют форму женского рода, оканчивающуюся на -ия и -ея: в городе N Республики Словакии, Республики Кореи. Не согласуются, если имеют форму мужского рода или форму женского рода, оканчивающуюся на -а и без окончания: в Республике Куба, в Республике Вьетнам, в Республике Беларусь, в Республике Украина (родиться в городе Нежине Республики Украина). В автобиографии указываются и другие важные события жизни человека, например, изменение семейного положения (женился, развелся, овдовел, родились дети и т.п.). В конце автобиографии указываются паспортные данные, домашний адрес и телефон, дата составления автобиографии, а также проставляется подпись составителя. Автобиография необходима при поступлении в учебное заведение, трудоустройстве и т.д. Кадровые службы различных организаций предъявляют свои требования к содержательной части автобиографии, связанные в первую очередь со степенью подробности изложения сведений об авторе и его ближайшем окружении. Образец автобиографии. Автобиография Я, Потемкин Анатолий Петрович, родился 7 июня 1984 года в Москве. С 1992 по 1999 г. учился в общеобразователь (дата) (подпись) |
Контроль усвоения новых правил по деловой речи |
10 мин. |
ІІІ. Задание 1. Прочитайте автобиографию М.А. Булгакова. Какие ее фрагменты не соответствуют жанру служебной автобиографии? Родился в г. Киеве в 1891 году. Учился в Киеве и в 1916 году окончил университет по медицинскому факультету, получив звание лекаря с отличием. Судьба сложилась так, что ни званием, ни отличием не пришлось пользоваться долго. Как-то ночью в 1919 году, глухой осенью, едучи в расхлябанном поезде, при свете свечечки, вставленной в бутылку из-под керосина, написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнес рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали. Потом напечатали несколько фельетонов. В начале 20-го года я бросил звание с отличием и писал. Жил в далекой провинции и поставил на местной сцене три пьесы. Впоследствии в Москве в 1923 году, перечитав их, торопливо уничтожил. Надеюсь, что нигде ни одного экземпляра их не осталось. В конце 21-го года приехал без денег, без вещей в Москву, чтобы остаться в ней навсегда. В Москве долго мучился; чтобы поддерживать существование, служил репортером и фельетонистом в газетах и возненавидел эти звания, лишенные отличий. Заодно возненавидел редакторов, ненавижу их сейчас и буду ненавидеть до конца жизни. В берлинской газете «Накануне» в течение двух лет писал большие сатирические и юмористические фельетоны. Не при свете свечки, а при тусклой электрической лампе сочинил книгу «Записки на манжетах». Эту книгу у меня купило берлинское издательство «Накануне», обещав выпустить в мае 1923 года. И не выпустило вовсе. Вначале меня это очень волновало, а потом я стал равнодушен. Напечатал ряд рассказов в журналах в Москве и Ленинграде. Год писал роман «Белая гвардия». Роман этот я люблю больше всех других моих вещей. Москва, октябрь 1924 г. б) Выберите из текста информацию, которая необходима для служебной автобиографии, и выразите ее средствами официально-делов |
Тренировка в слушании текста определенной структуры и воспроизведения его (в устной форме). |
5 мин. |
ІV. Домашнее задание: Составьте собственную служебную автобиографию. |
Определение посильности домашнего задания и частичное выполнение его в аудитории. |
5 мин. |
V. Подведение итогов и оценка проделанной работы. |