Занятие № 23

Занятие № 23

Ход занятия

Время

Учебное действие

Цель

5 мин.

І. Организационный этап: Приветствие.

Выявление отсутствующих и опоздавших.

Проверка готовности учащихся к занятию.

Организация внимания учащихся.

Сообщение плана занятий.

Переключение внимания студентов на предстоящее занятие.

10 мин.

ІІ. Проверка домашнего задания.

Контроль усвоения пройденного материала.

40 мин.

ІІІ. Продолжение изучения нового материала.

Б. ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ С ПРИСТАВКАМИ

1. В русском языке встречаются глаголы движения со следующими приставками: по-, при-, у-, в-(во-), вы-, под- (подо-), от-(ото-), про-, пере-, за-, об-(обо-), до-.

Перечисленные приставки, используемые с глаголами движения, имеют следующие значения.

Усвоение нового лексико-грамматического материала.

Приставка

Значение

Примеры

по-

начало движения (без указания на факт прибывания)

Мой сосед пошёл в библиотеку.

при-

прибытие на место назначения

Мы пришли в институт в девять часов.

у-

удаление на большое расстояние (на долгое время), отсутствие

Мой брат уехал в другой город.

в-(во-)

движение внутрь

Преподаватель вошёл в аудиторию.

вы-

движение во вне, отсутствие, удаление на небольшое расстояние (на короткое время)

Позвоните позже. Директор вышел. Он вышел из дома в семь часов.

под-(подо-)

приближение к объекту

Я подошёл к киоску и попросил газету.

от-(ото-)

удаление от объекта

Автобус отъехал от остановки.

про-

движение через (мимо объекта, сквозь объект)

время, за которое совершится действие

Мы прошли через зал. Машина проехала мимо нас. Я проехал свою остановку. Я пробежал 100 м за 10 сек.

пере-

движение от одной границы чего-либо к другой, либо изменение места

Я перешёл (через) площадь.

Мы перешли в другую аудиторию.

за-

прибытие куда-либо на короткое время (или по пути в другое место)

Я зашёл в магазин и быстро вернулся домой.

обо-

движение вокруг объекта или последовательное прибытие в разные точки какого-либо пространства

Я обошёл вокруг здания. Мы объехали весь город (все магазины города).

до-

достижение конечной цели движения

Наконец, мы дошли до дома.

 

Обратите внимание на согласование приставочных глаголов движения с предлогами и на их управление. Глаголы с приставками про-, пере-, об- употребляются как с предлогом, так и без него.

Приставка

Вопрос, предлог

Падеж

Примеры

по-

куда? (в, на) к кому?(к)

В.п.

Д.п.

Он пошёл на концерт. Он пошёл к профессору.

при-

куда? (в, на) к кому?(к) откуда? (из, с) от кого? (от)

В.п. Д.п. Р. п. Р. п.

Мы пришли на выставку. Мы пришли к вам. Мы пришли с выставки. Мы пришли от вас.

у-

откуда? (из, с) от кого? (от) куда? (в, на) к кому?(к)

Р. п.

В.п.

Д.п.

Друзья уехали из Петербурга.

Они уехали от родителей. Они уехали в Петербург. Они уехали к друзьям.

в-(во-)

куда? (в)

В.п.

Профессор вошёл в зал.

вы-

откуда? (из)

Р. п.

Профессор вышел из зала.

под-(подо-)

к кому? к чему? (к)

Д.п.

Я подошёл к профессору.

от-(ото-)

от кого? от чего? (от)

Р. п.

Я отошёл от него в сторону.

про-

что? (без предлога)

через что? (через)

мимо кого? чего?

(мимо)

сквозь что? (сквозь)

В.п. В.п. Р. п.

В.п.

Мы прошли дом, аптеку, почту. Мы прошли через парк. Мы прошли мимо дома.

Мы прошли сквозь туннель.

пере-

что? (без предлога) через что? (через) куда?(в)

В.п. В.п. В.п.

Мы перешли улицу.

Мы перешли через улицу.

Мы перешли в другой зал.

за-

куда? (в, на)

за кем? за чем? (за)

В.п. Тв. п.

Он зашёл в магазин. Он зашёл за мной утром.

об-(обо-)

вокруг кого? чего? (вокруг)

что? (без предлога)

Р. п. В.п.

Мы обошли вокруг музея. Мы обошли музей.

до-

до кого? чего? (до)

Р. п.

Он быстро доехал до центра.

Усвоение нового лексико-грамматического материала.

5 мин.

2. Глаголы движения с приставками могут быть как совершенного, так и несовершенного вида (кроме глаголов с приставкой по-: пойти, поехать, побежать, только СВ).

СВ

НСВ

прийти

уехать

подбежать

вылететь

приходить

уезжать подбегать

вылетать

а) Глаголы движения совершенного вида обозначают законченно действие:

Он подошёл к дому.

б) Глаголы движения несовершенного вида обозначают:

— повторяющееся действие:

Когда он выходит из института, он всегда встречает этого человека.

— процесс:

Когда он подходил к институту, он очень волновался.

10 мин.

Упр. 44. Прочитайте предложения и измените их по образцу, используя слова часто и обычно.

Образец: К нему приехал брат. — К нему часто приезжает брат.

1. К соседу зашёл товарищ. 2. К нам приехали друзья. 3. К гостинице подъехали машины. 4. Мы проехали мимо вокзала. 5. Он зашёл к нам ненадолго.

Тренировка усвоения нового лексико-грамматического материала.

10 мин.

ІV. Домашнее задание:

Выучить теоретический материал по новой теме и выполнить письменно следующие упражнения.

Упр. 45. Измените смысл предложений на противоположный, используя антонимичные приставки.

1. Машина отъехала от гаража. 2. Мальчик быстро вбежал в класс. 3. Как только в нашу комнату пришла Нина, Олег сразу же ушёл от нас. 4. Перед началом собрания студенты вынесли стулья из зала. 5. Во время урока из аудитории вышел декан факультета. 6. Лодка подплыла к берегу. 7. Товарищ принёс свои диски. 8. Студенты уехали на летнюю практику. 9. Я подошёл к витрине магазина. 10. Российские спортсмены улетели в Париж на соревнования. 11. Мать привела девочку в школу.

Упр. 46. Прочитайте текст в прошедшем времени, заменив глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида.

Мы едем в Большой театр. Мы выходим из дома в шесть часов вечера. Встречаемся на остановке автобуса. Подходит автобус. Мы садимся в автобус и доезжаем до остановки — метро «Юго-Западная». На этой остановке выходим из автобуса и входим в метро. Подходим к кассе. Покупаем жетоны и идём к эскалатору. Спускаемся по эскалатору к платформе. Подходит поезд, и мы быстро входим в вагон и едем в сторону центра города до станции «Театральная». Скоро мы приезжаем на станцию метро «Театральная». Поезд останавливается, и мы выходим из вагона. Поднимаемся вверх по эскалатору и выходим на улицу. Мы быстро подходим к театру. Времени у нас остаётся очень мало. Мы раздеваемся и спешим в зрительный зал. Мы входим в зрительный зал и быстро садимся на свои места.

Определение посильности домашнего задания и частичное выполнение его в аудитории.

10 мин.

V. Подведение итогов и оценка проделанной работы.