Занятие № 19
Занятие № 19 |
||
Ход занятия |
||
Время |
Учебное действие |
Цель |
5 мин. |
І. Организационный этап: Приветствие. Выявление отсутствующих и опоздавших. Проверка готовности учащихся к занятию. Организация внимания учащихся. Проверка домашнего задания. |
Переключение внимания студентов на предстоящее занятие. |
30 мин. |
ІІ. Этап изучения нового материала. Прочитайте текст «Осенняя встреча» и дайте ему своё название. Скажите, о чём говорится в тексте. Сформулируйте главные идеи текста. Если вам незнакомы выделенные справа слова, обратитесь к словарю. (Текст прилагается в конце занятия) |
Развитие механизмов чтения. |
10 мин. |
Новые слова: обижать — обидеть кого? (рас)сердиться на кого? за что? обижаться — обидеться на кого? за что? успокаиваться — успокоиться бояться кого? чего? стесняться — постесняться кого? чего? улучшаться — улучшиться собираться — собраться + инф поправляться – поправиться (по)хвалить кого? что? за что? радовать кого? прощаться — проститься с кем? удивляться — удивиться кому? чему? дружить — подружиться с кем? расстраиваться — расстроиться из-за чего? поддерживать — поддержать кого? (у)видеться с кем? беспокоить кого? |
Усвоение нового лексико-граммати |
10 мин. |
ІІІ. Упр. 2. Прочитайте следующие словосочетания и передайте их содержание другими словами. Придумайте ситуации, в которых вы могли бы их использовать. Разговаривать на «ты», температура под 40°, сильный жар, с трудом стоять на ногах, работать 24 часа в сутки, академический отпуск, решительно отказаться, решительный человек, сидеть на картошке и чёрном хлебе, не найти общего языка, твёрдое решение, практичные и деловые люди, делать просто так, смотреть вопросительно, живые глаза, неожиданные гости. Я вас не съем. Им вместе было тепло. Девушка была почти воздушная. Все деньги уходят только на комнату. Всё так глупо получилось. У меня ничего не получается. |
Развитие контекстуальной догадки. |
10 мин. |
Упр. 3.1. Согласитесь с утверждениями или возразите. Отвечайте одним словом «да» или «нет». 1. Андрей и Вера познакомились на дискотеке. 2. Вера хотела, чтобы Андрей помог ей. 3. Андрей пригласил Веру к себе, потому что она плохо себя чувствовала. 4. Вера училась на третьем курсе художественного института. 5. Она получала стипендию и жила в общежитии. 6. Вера часто приезжала к Андрею и оставалась у него ночевать. 7. Андрей считал, что он любит Веру. 8. Вера обиделась на Андрея, потому что он дал ей деньги. 9. Андрей решил не встречаться с Верой. 10. Вера уехала, и Андрей больше никогда её не видел. |
Тренировка в репродуцировании прочитанного текста (в устной форме). |
10 мин. |
Упр. 3.2. Дайте аргументированны 1. Встреча Андрея и Веры произошла случайно или нет? 2. Почему во время первой встречи у Андрея появилось желание помочь Вере? И почему это желание потом его никогда не покидало? Нужна ли была Вере его помощь? 3. Как вы думаете, любил ли Андрей Веру? (Найдите подтверждения своей точки зрения в тексте.) 4. Что заставляло Веру работать по шестнадцать часов в сутки? Желание стать «модной» художницей или что-то другое? 5. Вера жила очень бедно. Но почему она не продавала свои работы, чтобы жить лучше? Почему стеснялась брать за них деньги? 6. Почему Вера уехала в деревню? Как вы можете объяснить её стремление к одиночеству? Почему она жила одна и много работала? 7. Почему друзья Андрея, а не он сам нашли Веру? Была ли рада Вера этой встрече? Было ли у Веры желание показать или продать свои работы? 8. Как вы думаете, друзья Андрея купили у Веры картины по его просьбе или они это сделали по другой причине? Объясните, по какой. 9. Почему Вера после встречи с друзьями Андрея переехала в другую деревню? |
Тренировка в репродуцировании прочитанного текста (в устной форме). |
10 мин. |
ІV. Домашнее задание: Обобщите полученную информацию и сделайте выводы. Подготовьте пересказ текста. |
Определение посильности домашнего задания и частичное выполнение его в аудитории. |
5 мин. |
V. Подведение итогов и оценка проделанной работы. |
Текст к занятию №19
ОСЕННЯЯ ВСТРЕЧА
Однажды осенью Андрей возвращался из гостей в первом часу ночи. Была настоящая осенняя погода: дождь, ветер. На улице никого не было. Вдруг на детской площадке около дома Андрей услышал какие-то звуки. Андрей подошёл к площадке и увидел там плачущую девушку.
Что ты тут делаешь? Кто тебя обидел? Иди немедленно домой.
Не могу. Я живу за городом. Я деньги потеряла.
Где ты живёшь?
А почему вы со мной на «ты» разговариваете? — вдруг рассердилась она. — Я уже не маленькая.
Андрей посмотрел внимательнее: и правда, не девочка, просто очень маленькая и худенькая девушка.
Извините. Может быть, вам помочь?
Что вы от меня хотите? — продолжала сердиться девушка. — Что я вам мешаю, что ли?
Но Андрей не обиделся на девушку, потому что видел, что ей плохо. Он постоял ещё немного. И, когда девушка успокоилась, решительно сказал: «Идёмте-ка со мной! Я вас не съем! Не бойтесь!» Он силой поднял девушку со скамейки, взял её сумку, и они медленно пошли к дому.
В комнате, в тепле девушка потеряла последние силы и чуть не упала. Андрей помог ей лечь на диван, позвал соседку — врача. Та осмотрела девушку, измерила температуру: под 40°. Соседка принесла лекарства и ушла. Одежда на Вере, так звали незнакомку, была совсем мокрая от дождя. Вере было так плохо, что Андрею пришлось помочь ей раздеться и лечь. У Веры же не было сил даже стесняться, ей было уже всё равно. Когда её состояние улучшилось, Андрей принёс ей горячего чая, дал лекарство, и девушка рассказала немного о себе. Она училась на третьем курсе художественного училища, но серьёзно заболела, и ей пришлось взять на год академический отпуск. Домой к матери, жившей в другом городе, возвращаться не захотела, потому что иногда она посещала занятия в училище и много работала самостоятельно. Место в общежитии и стипендию ей не дали. Поэтому Вера жила за городом и платила там за маленькую комнату. А чтобы иметь хоть какие-то деньги, работала два раза в неделю на почте. Всё свободное время она рисовала; как говорила сама, училась рисовать. Вот и сегодня утром она приехала в Москву, чтобы рисовать старинную церковь. Целый день рисовала под дождём, ей хотелось нарисовать церковь именно в дождливую погоду. А когда вечером Вера собралась возвращаться домой, увидела, что потеряла деньги. Художников, рисовавших эту же церковь, в этот день никого не было, а попросить деньги у незнакомых людей она стеснялась.
Всю ночь у Веры был сильный жар. Но рано утром она встала и собралась уходить. Андрей видел, что она совсем ещё больна и с трудом стоит на ногах. Он предложил ей немного пожить у него.
Спасибо, но я должна работать по шестнадцать часов в день, — решительно отказалась Вера. — Всё, что нужно для работы, у меня дома.
Почему по шестнадцать? — удивился Андрей.
Все настоящие художники работают не менее шестнадцати часов в сутки.
Вам сейчас надо не работать, а лежать и пить лекарства двадцать четыре часа в сутки.
Нет, нет, это невозможно. Я уже привыкла работать в таком ритме. Если сделаю перерыв, надо будет начинать всё сначала. Я должна ехать домой, — заволновалась Вера, хотя было видно, что уезжать ей совсем не хочется. Андрей понял, что спорить с ней бесполезно, поэтому он решительно закрыл дверь на ключ и ушёл на работу.
Вечером он съездил к ней в деревню и привёз всё, что она просила для работы. Когда Андрей увидел её комнату, то понял, что не разрешит ей уехать до тех пор, пока она не поправится. В её маленькой комнате было холодно, как на улице. Соседка рассказала, что Вера действительно работает с утра до вечера. Бывает, и есть ей нечего, потому что все деньги уходят на комнату и на материалы для работы. Сидит на картошке да на чёрном хлебе.
У Андрея художница прожила больше недели. Она была очень молчалива, о себе почти ничего не рассказывала, всё время рисовала. Андрей считал, что ничего не понимает в живописи, но часто хвалил её работы, и это очень радовало девушку.
Когда Вера поправилась, Андрей накупил ей продуктов на первое время и помог доехать до дома. Так они и простились.
Недели через две Вера приехала к нему опять. Андрей очень удивился, потому что за то время, которое она жила у него, они совсем не подружились, не нашли, как говорится, общего языка. Весь вечер они сидели за столом: ужинали, смотрели телевизор. Они почти не разговаривали. Им просто не о чем было говорить. Но всё равно им вместе было как-то тепло, хорошо и спокойно. Вера осталась у него до утра. Теперь она стала приходить 2—3 раза в неделю. Утром Андрей уходил на работу, а Вера — рисовать. Каждый раз, когда молодые люди прощались, они ни о чём не договаривались. Андрей думал, что Вера приходит к нему, потому что это у неё единственное место, где она может посидеть в тёплой светлой комнате, посмотреть телевизор, где к ней хорошо относятся. Сам же Андрей считал, что не любит её и поэтому не может и не имеет права ничего ей ни обещать, ни предложить.
Иногда ночью, когда он смотрел на спавшую рядом с ним девушку, она казалась ему не женщиной, а обиженным ребёнком, которого надо пожалеть и защитить.
Однажды Андрей положил ей в сумку немного денег, но Вера заметила, рассердилась, положила на стол деньги и молча ушла. Андрей очень расстроился. В этот вечер он поехал к ней домой, объяснил, что не хотел её обидеть, хотел только по-дружески помочь, поддержать. Вера всё поняла, улыбнулась, сказала, что не сердится и не обижается на него, прощает его, но просит больше не приезжать, не видеться с ней, так как это мешает ей работать. И Андрей понял, что это твёрдое её решение.
Прошло больше месяца. Вера не приезжала. Но мысль о ней, о том, что всё так глупо получилось, всё время беспокоила его. Он почувствовал, что ждать больше нельзя, Андрей рассказал обо всём своим бывшим однокурсникам, Виктору и Тане Петровым, которых всегда считал людьми практичными и деловыми. Андрей дал им денег и попросил купить какие-нибудь Верины работы, чтобы незаметно помочь ей. Таня и Виктор успокоили его, сказали, чтобы он не расстраивался, потому что он ни в чём не виноват, и пообещали съездить к Вере, так как сами хотели купить картину для своей новой квартиры.
В воскресенье Таня и Виктор поехали в деревню, где жила художница. Они встретили её около дома. Девушка была такая худенькая, почти воздушная, что с первого взгляда, правда, была похожа на девочку лет двенадцати. Она была некрасива и плохо одета. Вера вопросительно смотрела на неожиданных гостей своими большими чёрными и живыми глазами. Петровы стали объяснять, что хотят купить у неё картину.
Купить? Я ничего не продаю, — удивилась Вера, — я ещё только учусь и пишу картины для себя, только то, что мне нравится.
Но нам рассказал о вас один художник. Он очень хвалил ваши работы.
Видно было, что Веру очень обрадовали их слова. Она пригласила их войти в дом, и они увидели маленькую бедную комнату, в которой было очень много картин, некоторые стояли прямо на полу у стен. Чем больше Петровы рассматривали её работы, тем больше они им нравились. Наконец, они выбрали три картины, которые произвели на них особое впечатление.
Сколько вы хотите за эти картины?
Я же их делала просто так. Возьмите в подарок, вы и так меня очень обрадовали. Я не ожидала, что мои работы могут уже понравиться.
Но Таня положила на стол заранее приготовленные для Веры деньги. «Это очень много! — заволновалась Вера. — Я не могу...» Но друзья Андрея быстро попрощались и ушли.
Через две недели они приехали опять. Но соседи сказали, что художница переехала в другую деревню, хотела найти более красивые места. Куда точно она уехала, никто не знал.