Занятие № 10
Занятие № 10 |
|||||||
Ход занятия |
|||||||
Время |
Учебное действие |
Цель |
|||||
5 мин. |
І. Организационный этап: Приветствие. Выявление отсутствующих и опоздавших. Проверка готовности учащихся к занятию. Организация внимания учащихся. Проверка домашнего задания. |
Переключение внимания студентов на предстоящее занятие. Развитие механизмов чтения. |
|||||
10 мин. |
ІІ. Этап изучения нового материала. Тема: Особенности делового стиля речи. Деловые документы: ЗАЯВЛЕНИЕ Задание 1. Слушайте, повторяйте, читайте. Расставьте ударения в словах: Стиль, официально-делов Задание 2. Переведите слова из задания 1 на родной язык. |
Обучение и усвоение лексического материала в новом контексте. |
|||||
5 мин. |
Задание 3*. Прочитай слова, которые написал Джон Честара. Выскажите своё мнение (согласен / не согласен, почему). «Во многих случаях письменная коммуникация представляет собой не только письменное изложение ваших идей и слепок вашего интеллекта, но также отражает и ваше умение общаться с другими людьми». |
Развитие контекстуальной догадки и тренировка продуцирования собственных высказываний по теме. |
|||||
10 мин. |
Задание 4. Прочитайте текст. Особенности делового стиля речи Официально-делов Стиль и смысловое содержание деловой документации должны подчиняться следующим требованиям: точность изложения информации: текст не должен допускать двоякого толкования, каждое предложение должно быть однозначным; лаконичность передачи информации; использование языковых клише, облегчающих восприятие текста; нейтральный тон изложения. Официально-делов |
Обучение правилам деловой речи. |
|||||
10 мин. |
Задание 5. Ответьте на вопросы, используя информацию из текста. 1. Что такое официально-делов 2. В какой сфере он функционирует? 3. Назовите требования, которым подчиняется стиль деловых документов. 4. Как вы понимаете выражение «язык деловых документов должен быть неэмоционален». Как вы думаете, почему? 5. Какие ещё стили русского языка вы знаете?* |
Тренировка в репродуцировании услышанных правил по деловой речи (в устной форме). |
|||||
10 мин. |
Прочитайте и запомните слова и выражения, которые используют в официальных и неофициальных письмах и документах
Задание 6. Прочитайте, что такое заявление. Вы когда-нибудь раньше писали заявления? В каких ситуациях? Как вы думаете, в каких ситуациях надо писать заявление? Например … |
Тренировка продуцирования собственных высказываний по теме. |
|||||
10 мин. |
III. ЗАЯВЛЕНИЕ – это документ, содержащий просьбу, предложение или жалобу какого-либо лица, адресованный организации или должностному лицу учреждения. Структура заявления (реквизиты): 1. наименование адресата – должность, фамилия, инициалы (в дательном падеже); 2. фамилия, инициалы подавшего заявление (в родительном падеже). Если заявление пишется на имя работника той же организации, к которой относится автор заявления, то последний должен указать свою должность после фамилии и инициалов, а если заявление адресовано в какую-либо другую организацию, то подающий заявление указывает свой адрес. 3. заголовок документа пишется посередине; 4. текст заявления; 5. опись прилагаемых документов; 6. подпись заявителя (внизу справа); 7. дата подачи заявления (внизу слева). |
Продолжение обучения правилам деловой речи. |
|||||
10 мин. |
Задание 7. Прочитайте образцы заявлений. Определите, из каких элементов (реквизитов) состоит текст заявления. Подпишите каждый реквизит. (кому?) Ректору ДВГУПС проф. Б.Е. Дынькину (кого?) Васильева А.В., проживающего по адресу: 680000, г.Хабаровск, ул. Карла-Маркса, д.17, кв. 30 Заявление Прошу принять меня на работу с 05.12.2012 г. на должность переводчика в международный отдел. 2 декабря 2012 г. _______ А.В. Васильев Директору Института международного сотрудничества ДВГУПС доц. О.Г.Злобиной Афанасьевой Н.А., студентки группы Ц-19 Заявление Прошу предоставить мне академический отпуск сроком на 1 год с 01.02.2011 г. на основании справки № 13457 от 30.01.11 г., выданной поликлиникой № 2 г. Хабаровска. Справка прилагается. 31 января 2011 г. ________ Н.А. Афанасьева |
Развитие контекстуальной догадки. |
|||||
Часть документа в верхнем правом углу в разговорной речи называется «шапка». Как вы думаете, почему? Например: – Ты знаешь как писать «шапку» заявления? – На чьё имя пишется «шапка», напомни, пожалуйста? – У меня нет образца заявления. Я не знаю, как писать «шапку». |
|||||||
5 мин. |
Задание 8. Прочитайте и запомните языковые модели заявления. Переведите на родной язык. С их помощью вы сможете написать любое заявление. Языковые модели заявления
|
Усвоение лексико-граммати |
|||||
10 мин. |
ІV. Домашнее задание: Каждому студенту дается свой вариант. Задание 9. Напишите заявление: 1) объясните декану в заявлении, почему вы хотите досрочно сдать экзамены; 2) вы учитесь в НТУУ «КПИ» и должны стать менеджером, но поняли, что неправильно выбрали специальность и хотите её изменить. Напишите заявление ректору университета; 3) напишите заявление с просьбой продлить вам экзаменационную сессию; 4) напишите заявление с просьбой изменить расписание занятий; 5) напишите заявление с просьбой разрешить вам академический отпуск; 6) летом во время каникул вы решили не ехать на родину и остаться работать в строительном отряде вашего университета. Напишите проректору университета; 7) напишите заявление с просьбой принять вас на работу на должность переводчика; 8) напишите заявление с просьбой выслать вам документы для работы. |
Определение посильности домашнего задания и частичное выполнение его в аудитории. |
|||||
5 мин. |
V. Подведение итогов и оценка проделанной работы. |