Занятие № 17

Занятие № 17

Ход занятия

Время

Учебное действие

Цель

5 мин.

І. Организационный этап: Приветствие.

Выявление отсутствующих и опоздавших.

Проверка готовности учащихся к занятию.

Организация внимания учащихся.

Проверка домашнего задания.

Переключение внимания студентов на предстоящее занятие.

Развитие механизмов чтения.

25 мин.

ІІ. Этап изучения нового материала.

1. Прочитайте текст о русском композиторе Михаиле Глинке. Скажите, почему Глинку считают гордостью русской музыки. Если вам незнакомы выделенные справа слова, обратитесь к словарю.

(Текст прилагается в конце занятия)

10 мин.

Новые слова:

заслушиваться — заслушаться чем?

обладать чем?

сочинять — сочинить что?

родиться у кого?

учиться — научиться чему? +инф., у кого?

считаться кем? чем?

отправляться — отправиться куда? + инф.

оставаться — остаться для кого?

отдавать — отдать что? для чего?

вдохновить - вдохновлять кого?

влюбляться — влюбиться в кого? как?

аранжировать что?

искриться — заискриться чем?

выражать — выразить что?

Усвоение нового лексико-грамматического материала.

10 мин.

ІІІ. Упр. 2. Прочитайте слова и словосочетания и передайте их содержание другими словами. Приведите примеры их употребления.

Стать гордостью русской музыки, заслушиваться сказками, одарённый мальчик, богатая фантазия, страстное желание, все окружающие его, самоучка, люди его круга, познать секреты музыкального искусства, принести успех и известность, отдавать много сил, влюбиться с первого взгляда, видеть в нём учителя, быть равнодушным к искусству, заискриться новыми красками, основоположник, передать красоту русской души.

«Тоска по родине навела меня на мысль писать по-русски». (М. Глинка)

• «Создаёт музыку народ... Мы, художники, только её аранжируем». (М. Глинка)

Развитие контекстуальной догадки и тренировка репродуцирования собственных высказываний.

10 мин.

ВАШЕ МНЕНИЕ

3.1. Согласитесь с утверждениями или возразите. Отвечайте одним словом «да» или «нет».

1. Глинка был знаменитым русским композитором.

2. Он родился в Петербурге, там провёл первые годы своей жизни.

3. Он рано научился читать и писать.

4. В детстве Глинка часто слушал народную музыку и полюбил её на всю жизнь.

5. В Петербурге будущий композитор получил специальное, музыкальное образование.

6. Долгое время Глинка провёл во Франции, где брал уроки музыки.

7. Его опера «Жизнь за царя» принесла ему успех и известность.

8. Композитор знал многих русских поэтов, но никогда не писал романсы на их стихи.

9. Глинка был счастлив в личной жизни.

10. Глинку считают основоположником русской национальной музыки.

Тренировка в репродуцировании прочитанного текста (в устной форме).

10 мин.

Упр. 3.2. Дайте аргументированные ответы на поставленные вопросы.

1. Как повлияла на композитора обстановка, в которой прошло его детство?

2. Почему Глинка, любивший музыку, начал свою карьеру как служащий Иностранной коллегии?

3. Что, на ваш взгляд, заставило М. Глинку отправиться в Италию?

4. Почему итальянская музыка, которая нравилась композитору, осталась для него чужой?

5. Как вы можете объяснить большой успех оперы «Иван Сусанин»?

6. Что заставило Глинку писать романсы на стихи русских поэтов?

7. Почему история романса «Я помню чудное мгновенье...» считается романтичной? Согласны ли вы с этим?

8. Почему Глинка часто и надолго покидал Россию и уезжал в Италию?

9. Как относилась к музыке Глинки молодёжь и почему?

10. Появилось ли у вас желание послушать музыку Глинки? Как вы можете объяснить свой интерес?

11. Приходилось ли вам слушать русскую народную музыку? Нравится ли она вам и почему?

12. Кого из композиторов вашей страны считают народным? Если можете, расскажите об этом музыканте и его творчестве.

Обобщите полученную информацию и сделайте выводы.

Тренировка в репродуцировании прочитанного текста (в устной форме).

10 мин.

ІV. Домашнее задание:

Подготовьте пересказ текста и напишите небольшой рассказ о деятеле искусства: артисте, художнике, писателе, музыканте или композиторе. Вопросы, данные ниже, помогут вам выполнить это задание.

1. Как бы вы охарактеризовали человека, о котором вы решили рассказать?

2. В начале своего рассказа вы можете использовать такие слова, как: известный, всемирно известный, популярный, современный, талантливый, великий, гениальный.

3. Что вам известно о его жизни?

​ даты жизни;

​ семья, воспитание, влияние семьи на выбор жизненного пути;

​ образование;

​ личная жизнь, характер;

​ начало его деятельности;

​ признание, причины популярности;

​ главные (наиболее интересные) его работы и рассказ об одной из них;

​ его отношение к общественно-политической жизни.

Считаете ли вы:

а) что талантливый деятель искусства, пользующийся популярностью, должен заниматься общественной и политической деятельностью, что он не имеет права быть в стороне от проблем страны?

б) что он должен быть обязательно прогрессивным человеком, добрым, умным, благородным, образованным, похожим на героев, о которых сам говорит или которых изображает?

в) что можно писать в газетах и журналах о его личной жизни? Свою точку зрения объясните.

4. Оказывает ли искусство этого человека влияние на людей или даёт только возможность приятно провести время?

Определение посильности домашнего задания и частичное выполнение его в аудитории.

10 мин.

V. Подведение итогов и оценка проделанной работы.

 

Текст к занятию №17

МИХАИЛ ГЛИНКА

20 мая 1804 года в имении своего отца недалеко от города Смоленска родился мальчик, который стал замечательным музыкантом, гордостью русской музыки. Звали его Михаил Глинка.

Первые годы жизни будущий композитор провёл среди деревенской природы. Здесь он услышал и полюбил русские народные песни, которые пели крестьяне. Маленький Миша заслушивался сказками о подвигах народных героев, которые рассказывала ему его няня.

Домашний учитель Глинки, священник, был доволен успехами одарённого мальчика, который обладал богатой фантазией, быстро читал, рисовал, пел, сочинял интересные истории.

У его дяди был хороший оркестр из крестьян-музыкантов. Он часто приезжал с ним в имение Глинки, где любили слушать народную музыку.

«...Во время ужина обыкновенно играли русские народные песни. Это были грустно-нежные, понятные мне звуки. Они чрезвычайно мне нравились...» — вспоминал потом композитор.

Первые детские впечатления, возможно, сыграли большую роль в том, что у Глинки родилось страстное желание создавать русскую национальную музыку.

Несмотря на необычную любовь мальчика к музыке, которую замечали все его окружающие, он начал учиться этому искусству довольно поздно. Учили его музыке домашние учителя, которые сами не были профессионалами. Поэтому Глинка практически был самоучкой, гениальным самоучкой.

В 14 лет жизнь Михаила изменилась. Он уехал из родного дома и начал учиться в Петербурге в пансионе при педагогическом институте. Этот пансион считался одним из лучших учебных заведений. Там он получил прекрасное общее образование.

После окончания училища Глинка по желанию отца поступил на службу в Иностранную коллегию. В то время молодой Глинка даже и не думал стать профессиональным музыкантом или композитором. Для людей его круга музыка, театр, поэзия могли быть только увлечениями. Но любовь к музыке была так велика, что Глинка отправился в Италию, где, как ему тогда казалось, он мог познать все секреты музыкального искусства.

Знакомство с Италией принесло Глинке много радости. Здесь он брал уроки музыки, посещал музыкальные салоны, часто бывал в театрах. Но сама итальянская музыка осталась для него чужой. «Мы, жители Севера, чувствуем по-другому, — писал Глинка. — Тоска по родине заставила меня писать по-русски». Иными словами, Глинка решил писать музыку, которая сохраняла бы национальный характер. Это желание было таким сильным, что Глинка тут же в Италии начал писать романсы на стихи русских поэтов, мелодии которых совсем не были похожи на итальянскую. К тому же, по воспоминаниям современников композитора, Глинка обладал приятным голосом и сам являлся неповторимым исполнителем написанных им романсов.

В 1833 году Глинка покинул Италию. После возвращения на родину он много и напряжённо работал над созданием национальной оперы на патриотическую тему. Работа продолжалась несколько лет. И через три года в Большом театре была поставлена его первая опера, которая называлась «Жизнь за царя» (или «Иван Сусанин»). В основу своей оперы Глинка взял рассказ о народном герое Иване Сусанине, погибшем за свободу родины.

Эта опера принесла композитору большой успех и известность.

Глинка был хорошо знаком с известным русским поэтом А. Пушкиным. Очень любил его стихи, высоко ценил Пушкина и как поэта, и как человека. Они часто встречались. Их связывала крепкая дружба. Оба отдавали много сил для создания русского национального искусства: один — в музыке, другой — в литературе.

На стихи Пушкина Глинкой были написаны прекрасные романсы. История одного из них очень романтична.

А. Пушкин своё знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье...» посвятил встрече с прекрасной женщиной Анной Керн, в которую был безумно влюблён. Прошло время. У Анны Керн выросла дочь Катерина. Это была умная, образованная, обаятельная девушка, хорошо знавшая и любившая музыку. Когда М. Глинка познакомился с Катенькой, он влюбился в неё с первого взгляда. Любовь к этой девушке вдохновила композитора, и он написал музыку к тому самому стихотворению А. Пушкина, которое поэт когда-то посвятил её матери. Так родился прекрасный романс, ставший одним из самых известных в России.

Любовь Глинки к Катеньке Керн не могла иметь будущего, так как композитор в это время был уже женат. В личной жизни он был глубоко несчастным человеком. Его жена была красивой, но пустой и эгоистичной женщиной. Она была равнодушна к искусству, не понимала, зачем и почему её муж так много времени и сил отдаёт музыке.

Отсутствие понимания в семье и слабое здоровье заставляли М. Глинку часто покидать Россию и жить в Италии, которую он полюбил с юных лет.

Когда Глинка последний раз вернулся в Россию, его радостно встретило новое поколение молодых музыкантов, которые видели в нём своего учителя, основоположника русской национальной музыки. Сам же композитор говорил, что музыку создаёт не он, а народ. «Мы, художники, только её аранжируем (обрабатываем)». Но, чтобы известные народные мелодии заискрились новыми красками, надо было быть М. Глинкой, композитором, который смог выразить всю красоту русской души в своей музыке.