Занятие № 22

Занятие № 22

Ход занятия

Время

Учебное действие

Цель

5 мин.

І. Организационный этап: Приветствие.

Выявление отсутствующих и опоздавших.

Проверка готовности учащихся к занятию.

Организация внимания учащихся.

Сообщение плана занятий.

Переключение внимания студентов на предстоящее занятие.

10 мин.

ІІ. Проверка домашнего задания.

Контроль усвоения пройденного материала.

25 мин.

Изучение нового материала.

III. ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ

А. БЕСПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ

1. Вспомните, что в русском языке существует различие в употреблении глаголов, обозначающих передвижение пешком и на транспорте.

Сравните:

идти ходить нести носить вести водить

ехать ездить везти возить

2. Русские глаголы движения можно разделить на две большие группы, различающиеся по употреблению:

Идти

Ходить

идти

ходить

ехать

ездить

лететь

летать

бежать

бегать

плыть

плавать

нести

носить

вести

водить

везти

возить

Глаголы группы идти употребляются для обозначения движения, которое происходит в одном направлении;

Этот автобус идёт в центр.

Глаголы группы ходить употребляются для обозначения:

а) движения, которое происходит в разных направлениях:

Мы много ходили по городу;

б) движения, которое повторяется:

Я часто хожу в библиотеку;

в) движения «туда и обратно» с указанием на пребывание в определённом месте (в прошедшем времени):

Вчера я ходил в институт. Мой друг ездил на море; 'движения как характерного свойства, способности:

Птицы летают, а рыбы плавают. Её маленький сын уже ходит.

Обратите внимание на то, что все бесприставочные глаголы движения только несовершенного вида.

Усвоение нового лексико-грамматического материала.

5 мин.

Упр. 37. Дополните предложения глаголами движения идти или ехать.

1. Завтра мы ... в Петербург. 2. Наш поезд ... в Москву. 3. Я ... в автобусе и всё время смотрела в окно. 4. Вы хотите ... пешком? 5. Мы опаздываем на концерт, поэтому лучше ... на такси. 6. Нам навстречу ... белый теплоход.

Тренировка усвоения и использования нового лексико-грамматического материала.

5 мин.

Упр. 38. Дополните предложения глаголами движения идти или ходить.

1. Мы ... по музею и осматривали его. 2. До дома некоторое время друзья ... молча. 3. Он нервничал и быстро ... взад и вперёд по комнате. 4.... сюда, здесь так красиво. 5. Друзья любили ... в театр. 6. Поезд ... прямо на восток.

10 мин.

Упр. 39. Вместо точек вставьте глаголы движения без приставок.

1. Сегодня я ... в университет на метро, а обычно ... на автобусе. 2. Самолёты регулярно ... по этому маршруту, но на этот раз они ... по другой трассе. 3. Вот мой друг. Он ... мне книги. Он всегда теперь ... мне книги, потому что я болен. 4. Часто мы ... на другой берег реки, но в этот раз мы ... вдоль берега. 5. По воскресеньям мы ... на прогулки по Москве днём, а сегодня... вечером. 6. Сейчас мать ... своего маленького сына в детский сад. Она... его туда каждое утро.

10 мин.

Упр. 40. Передайте смысл предложений другими словами, используя глаголы движения без приставок.

1. Летом моя семья была на юге. 2. По утрам она отправляется на рынок за продуктами. 3. Студенты часто бывают в читальном зале. 4. Мы слушаем концерты этого пианиста регулярно. 5. Он был в Санкт-Петербурге в прошлом году. 6. Мой друг присутствует на всех лекциях этого профессора. 7. Раньше мы бывали в Киеве каждое лето. 8. Моя сестра часто посещает художественные выставки. 9. Они бывали на другом берегу реки каждый вечер. 10. Я ещё ни разу не был во Владимире, но много читал об этом городе.

10 мин.

ІV. Домашнее задание:

Выучить новый материал.

Упр. 41. Дополните предложения необходимыми по смыслу глаголами движения.

1. Вчера навстречу нам ... машина, которая ... овощи. 2. Девушки со смехом ... к реке. 3. Над нами ... птицы и весело щебетали. 4. Смотрите! К нам ... лодка. 5. Почтальон ... по утрам газеты и журналы. 6. Гид долго ... экскурсантов по выставке.

Упр. 42. Напишите по-другому, используя глаголы движения.

1. Он бывает в консерватории почти на всех симфонических концертах. 2. Этот поезд направляется на юг. 3. В какое время года вы часто бываете за городом? 4. Он в любую погоду купается в реке. 5. В прошлом году я была на Декабрьских музыкальных вечерах в Музее им. А. С. Пушкина. 6. Мальчики спешили в школу. 7. Мы часто встречаемся с друзьями.

Упр. 43. Дайте письменно ответы на вопросы, используя бесприставочные глаголы движения.

Какой транспорт, когда и почему вы предпочитаете?

2.Какие преимущества имеет общественный и индивидуальный транспорт? Какому из них принадлежит будущее?

3. Какие глаголы движения можно использовать, если речь идёт о погоде, о времени, о стиле одежды, об успехе, о программе, о фильме или спектакле, о беседе, о переговорах, о названии музея или института, о лекциях, о собраниях.

Определение посильности домашнего задания и частичное выполнение его в аудитории.

10 мин.

V. Подведение итогов и оценка проделанной работы.