Занятие № 29

Занятие № 29

Ход занятия

Время

Учебное действие

Цель

5 мин.

І. Организационный этап: Приветствие.

Выявление отсутствующих и опоздавших.

Проверка готовности учащихся к занятию.

Организация внимания учащихся.

Сообщение плана занятий.

Переключение внимания студентов на предстоящее занятие.

5 мин.

ІІ. Проверка домашнего задания.

Контроль усвоения пройденного материала.

10 мин.

Продолжение изучения новой темы по специальности:

«Множества и элементы»

ІІІ. Предтекстовые задания

Задание 10. Прочитайте предложения. Подчёркнутые слова замените синонимичными.

А. 1. В любой области деятельности нам постоянно приходится рассматривать различные совокупности объектов, объединённых некоторым общим признаком.

2. Вместо определения понятия множества мы вынуждены прибегать к его иллюстрации на примерах.

3. Один из самых простых способов описания множества состоит в том, что даётся полный список элементов, входящих в само множество.

4. В области математики, называемой теорией множеств, накопилось немало примеров, когда определение самого множества внутренне противоречиво.

Слова для справок: собраться, много, случай; сфера, исследовать, разнообразный, свойство; приходится, обращаться; заключаться, предлагаться, перечень.

Б. 1. Один из самых простых способов описания множеств состоит в том, что даётся полный список элементов, входящих в само множество.

2. Мы говорим о множестве, которое состоит из двух чисел.

3. Одна из причин может состоять в недостаточной определённости тех понятий, которые используются в описании множества.

4. Пусть, например, некоторое множество состоит из одного числа.

Тренировка подбирать к словам эквивалентные синонимы.

10 мин.

Задание 11. Дополните предложения одним из однокоренных слов, данных справа.

1. Вектор равен самому себе и … точкой приложения.

характеризовать(ся)

характеристический

2. В тех случаях, когда множество нельзя или неудобно задавать с помощью списка, его задают путём указания … свойства.

 

3. Только инвариантные комбинации величин, входящих в уравнение линии или поверхности, … геометрические свойства самой линии или поверхности.

 

Выработка умения выделять однокоренные слова.

10 мин.

Задание 12. Вместо точек вставьте нужный глагол в соответствующей форме, используя слова из колонки справа.

1. Для того, чтобы … какое-либо значение, прежде всего необходимо …, каким образом оно связано с более общим понятием.

определить,

указать

2. Одна из причин может … в недостаточной определённости тех понятий, которые … в описании множества.

использоваться,

заключаться

3. По мере совершенствования методов наблюдений будут … всё более и более мелкие планеты и, наконец, … вопрос, где же … малые планеты и … метеориты и звёздная пыль.

кончаться,

начинаться,

открываться,

возникать

4. Изучение вопроса, при каких условиях это может иметь место, … к глубоким исследованиям в области логики, однако мы … эти исследования в стороне.

оставить,

приводить

5. Всюду в дальнейшем мы будем …, что … лишь множества, которые определены точно и без противоречий, состав которых не … никаких сомнений.

вызывать,

рассматриваться,

считать

Контроль усвоения активного лексико-грамматического материала.

10 мин.

Задание 13. Прочитайте предложения. Найдите грамматические конструкции (модальное слово + глагол в инфинитиве) со значением нежелательности, ненадобности, нецелесообразности действия. Обратите внимание, если конструкция выражает невозможность совершить действие в данных условиях, то инфинитив употребляется в совершенном виде, а если действие запрещается, не разрешается, – в несовершенном.

1. Понятию множества нельзя дать строгого определения. 2. В тех случаях, когда множество нельзя или неудобно задать с помощью списка, его задают путём указания характеристического свойства. 3. Определим это число как наименьшее целое число, которое нельзя определить с помощью фразы, имеющей менее ста русских слов. 4. Но с другой стороны, так как число используемых русских слов конечно, то значит есть числа, которые нельзя определить фразой, имеющей менее ста слов.

10 мин.

Задание 14. Ответьте на поставленные вопросы отрицательно, используя модальное слово + глагол в инфинитиве. Следите за употреблением вида глагола.

1. Можно ли дать строгое определение понятию множества? 2. Возможно ли для определения понятия множества в математике указать, каким образом оно связано с более общими понятиями? 3. Можно ли определять бесконечное множество с помощью списка? 4. Можно ли задавать множество путём указания характеристического свойства, если возможно и удобно задавать его с помощью списка? 5. Можно ли считать, что состав рассматриваемых нами множеств вызывает сомнение и эти множества определены неточно?

Выработка умения выделять основную мысль и использовать модальные конструкции.

10 мин.

Задание 15. Преобразуйте конструкции со значением нежелательности, ненадобности, нецелесообразности действия, запрещения в конструкции со значением целесообразности действия, необходимости, разрешения.

1. При изучении конструкции какого-либо механизма нельзя использовать рассмотрение совокупности всех его деталей. 2. Невозможно определить какое-либо понятие, если вначале не указать, каким способом оно связано с более общими понятиями. 3. Нельзя согласиться с тем положением, что описание множеств может быть очень простым и не вызывать никаких затруднений. 4. Нельзя полагать, что одной из причин, из-за которых возникают осложнения в задании множеств, является недостаточная определённость тех понятий, которые используются в описании множеств. 5. Не нужно считать, что изучение вопроса, при каких условиях может иметь место внутренняя противоречивость в определении самого множества, способно привести к глубоким исследованиям в области логики.

Тренировка использования модальных конструкций в предложениях.

5 мин.

ІV. Домашнее задание:

Задание 16. Составьте структурную модель разных типов предложений.

О б р а з е ц. В любой области деятельности нам постоянно приходится рассматривать различные совокупности объектов, объединённых некоторым общим признаком. – В … области … нам приходится рассматривать совокупности объектов … .

1. Множество всех книг, доступных читателю библиотеки, полностью определено их списками в библиотечных каталогах. 2. Иногда множества, на первый взгляд вполне определённые, оказываются определёнными очень плохо, а то и совсем неопределёнными. 3. В общем же случае задание множеств их фактическими свойствами иногда приводит к осложнениям. 4. В области математики, называемой теорией множеств, накопилось немало примеров, когда определение самого множества внутренне противоречиво. 5. Совокупность объектов, объединённых некоторым общим признаком, принято называть в математике множеством, а сами объекты – элементами множеств. 6. Всё это похоже на формальное использование словарного богатства русского языка. 7. Этот способ применим лишь к конечным множествам. 8. Вокруг Солнца обращается и более тысячи малых планет, или астероидов. 9. Число используемых русских слов конечно.

Задание 17. Прочитайте предложения. Поставьте вопросы к выделенной части предложения, определите, какую синтаксическую роль она выполняет.

1. Изучая конструкцию какого-либо механизма, мы можем рассматривать совокупность всех его деталей. 2. Для того чтобы определить какое-либо понятие, прежде всего необходимо указать, каким образом оно связано с более общим понятием. 3. Для понятия множества сделать это невозможно, так как для него более общего понятия в математике нет. 4. По мере совершенствования методов наблюдения будут открываться всё более и более мелкие планеты. 5. Использование пустого множества удобно там, где заранее не известно, существует ли хотя бы один элемент в рассматриваемой совокупности.

Определение посильности домашнего задания и частичное выполнение его в аудитории.

5 мин.

V. Подведение итогов и оценка проделанной работы.