Занятие № 28

Занятие № 28

Ход занятия

Время

Учебное действие

Цель

5 мин.

І. Организационный этап: Приветствие.

Выявление отсутствующих и опоздавших.

Проверка готовности учащихся к занятию.

Организация внимания учащихся.

Сообщение плана занятий.

Переключение внимания студентов на предстоящее занятие.

10 мин.

ІІ. Проверка домашнего задания.

Проверка усвоения материала и умения работать самостоятельно.

10 мин.

ІІІ. Изучение новой темы по специальности:

«Множества и элементы»

Предтекстовые задания

Задание 1. Переведите на родной язык следующие слова и объясните значения своими словами.

Деталь, множество, богатство, каталог, цена, товар, прейскурант, причина, планета, звезда, астероид, метеорит, ложка, сомнение, затруднение, курсив, фраза; строгий, доступный, вещественный, удобный, противоречивый, внутренний; вынужден, пригодится, удовлетворять, возникать, накопить, заранее.

Усвоение нового лексического материала.

10 мин.

Задание 2. От различных частей речи образуйте существительные:

1) с суффиксом -ени-е: объединять, определять, решать, применять, осложнять, наблюдать, затруднять, рассмотреть, изучать;

2) с суффиксом -ани-е: описывать, требовать, задать, совершенствовать, создать, исследовать, использовать;

3) с суффиксом -ость: определённый, совокупный, удовлетворённый, необходимый, требовательный, трудный.

Обучение словообразовательному анализу.

5 мин.

Задание 3. Образуйте прилагательные с помощью суффиксов.

О б р а з е ц: Деталь – детальный, конец – конечный.

-н-ый: объект, элемент, система, доступ, словарь, звезда.

-н-ый при чередовании кч: библиотека, недостаток, логика.

нн-ый: множество, вещество, свойство.

-ическ-ий: характеристика, геометрия, грамматика, математика.

10 мин

Задание 4. К данным словам подберите антонимы.

конечный – фиксированный –

простой – общий –

мелкий – полный –

наименьший – глубокий –

формальный – вопрос –

менее – выше –

много –

Слова для справок: крупный, бесконечный, творческий, краткий, произвольный, сложный, наибольший, поверхностный, ответ, более, мало, ниже.

Умение подбирать антонимы к словам.

10 мин.

Задание 5. Проверьте, запомнили ли вы управление глаголов.

Принадлежать (чему? – дат. п.)

Все детали принадлежат определённому механизму.

Прибегать (к чему? – дат. п.)

Мы вынуждены прибегать к иллюстрации множества на примерах.

Удовлетворять (чему? – дат. п.)

Точки должны удовлетворять совокупности условий.

Приводить (к чему? – дат. п.)

Задание множеств их характеристическими свойствами иногда приводит к осложнениям.

Заключаться (в чём? – предл. п.)

Одна из причин может заключаться в недостаточной определённости тех понятий, которые используются в описании множества.

Обращаться (вокруг чего? – род. п.)

Вокруг солнца обращается более тысячи малых планет, или астероидов.

Контроль усвоения лексического материала

10 мин.

Задание 6. Найдите пары слов, значение которых соотносится как часть и целое. Составьте словосочетания.

О б р а з е ц: Деталь, механизм – деталь механизма.

Точка, библиотека, планета, плоскость, слово, множество, фраза, солнечная система, элемент, книга.

Тренировка составления словосочетаний и определения главного и зависимого слова.

10 мин.

Задание 7. Составьте словосочетания, слова которых расположите в том же порядке, в каком они даны.

О б р а з е ц: различный, совокупность, объекты – различные совокупности объектов.

Определение, понятия, множества; недостаточный, определённость, понятия; указание, характеристический, свойства; совершенствование, методы, наблюдения; формальное использование, словарное богатство, русский язык.

5 мин.

ІV. Домашнее задание:

Задание 8. Прочитайте предложения. В подчёркнутых словосочетаниях определите главное и зависимое слово.

1. Говоря о совокупности точек некоторой окружности на плоскости, мы говорим об объектах – точках плоскости, которые объединены тем свойством, что все они равноудалены от некоторой фиксированной точки. 2. Множество всех книг, доступных читателю библиотеки, полностью определено их списками в библиотечных каталогах, множество всех цен на товары полностью определено прейскурантом цен. 3. Одна из причин может заключаться в недостаточной определённости тех понятий, которые используются в описании множества.

Задание 9. Продолжите предложения, используя слова, данные в скобках, в нужном падеже.

1. В любой области деятельности нам постоянно приходится рассматривать … (различные совокупности объектов). 2. Точки плоскости объединены тем свойством, что все они равноудалены от … (некоторая фиксированная точка). 3. Часто возникает необходимость составления списков … (все вещественные числа). 4. Не всегда затруднения с определением состава множества зависят только от … (подобные причины). 5. Иногда мы будем вводить в рассмотрение так называемое пустое множество, т.е. множество, которое не содержит ни … (один элемент).

Определение посильности домашнего задания и частичное выполнение его в аудитории.

5 мин.

V. Подведение итогов и оценка проделанной работы.