Занятие № 30
Занятие № 30 |
||
Ход занятия |
||
Время |
Учебное действие |
Цель |
5 мин. |
І. Организационный этап: Приветствие. Выявление отсутствующих и опоздавших. Проверка готовности учащихся к занятию. Организация внимания учащихся. Сообщение плана занятий. |
Переключение внимания студентов на предстоящее занятие. |
5 мин. |
ІІ. Проверка домашнего задания. |
Контроль усвоения пройденного материала. |
10 мин. |
Продолжение изучения новой темы по специальности: «Множества и элементы» ІІІ. Предтекстовые задания Задание 18. Прочитайте предложения. Замените причастные обороты придаточными предложениями со словом который. 1.Совокупность объектов, объединённых некоторым общим признаком, принято называть в математике множеством, а сами объекты – элементами множеств. 2. Даётся полный список элементов, входящих в само множество. 3. Бесконечные множества, т.е. содержащие бесконечно много элементов, определять с помощью списка нельзя. 4. В области математики, называемой теорией множеств, накопилось немало примеров, когда определение самого множества внутренне противоречиво. |
Выработка умения переобразовывать причастные обороты в придаточные предложения и наоборот. |
10 мин. |
Задание 19. Замените придаточные определительные предложения со словом который, где это возможно, причастным оборотом. 1. Мы говорим об объектах – точках плоскости, которые объединены тем свойством, что все они равноудалены от некоторой фиксированной точки. 2. Этот способ применим лишь к конечным множествам, т.е. к таким, которые содержат конечное число элементов. 3. Причин, из-за которых возникают осложнения, довольно много. 4. Одна из причин (осложнения) может заключаться в недостаточной определённости тех понятий, которые используются в описании множества. 5. Рассматриваются лишь те множества, которые определены точно и без противоречий, и состав которых не вызывает никаких сомнений. 6. Иногда мы будем вводить так называемое пустое множество, т.е. множество, которое не содержит ни одного элемента. |
|
30 мин. |
ІV. Притекстовые упражнения Задание 1. Прочитайте микротекст 1. а) Проследите, как связаны между собой абзацы с помощью повтора слов; совокупность объектов – совокупность всех деталей – совокупность точек – совокупность объектов + понятие множества – какое-либо понятие. б) Назовите и выпишите определения следующих понятий: множество, элемент множества. в) Обратите внимание, ІІ, ІІІ. ІV абзацы раскрывают содержание І абзаца, а V абзац дополняет содержание ІV абзаца. (Текст прилагается в конце занятия) |
Контроль усвоения активного лексико-граммати |
20 мин. |
Задание 2. Прочитайте микротекст 2. а) Выделите в каждом абзаце предложение, выражающее основную информацию. Скажите, какую информацию выражают остальные предложения в этих абзацах: аргументирующую или иллюстрирующую. б) Найдите и выпишите определение понятия «бесконечное множество». Один из самых простых способов описания множества состоит в том, что даётся полный список элементов, входящих в само множество. Например, множество всех книг, доступных читателю библиотеки, полностью определено их списками в библиотечных каталогах, множество всех цен на товары полностью определено прейскурантом цен и т.д. Однако этот способ применим лишь к конечным множествам, т.е. таким, которые содержат конечное число элементов. Бесконечные же множества, т.е. содержащие бесконечно много элементов, определять с помощью списка нельзя. Как, например, составить список всех вещественных чисел? В тех случаях, когда множество нельзя или неудобно задавать с помощью списка, его задают путём указания характеристическ |
Тренировка в репродуцировании текста с элементами продуцирования в устной форме. |
5 мин. |
V. Домашнее задание: подготовить изложение двух прочитанных микротекстов. |
Определение посильности домашнего задания и частичное выполнение его в аудитории. |
5 мин. |
VІ. Подведение итогов и оценка проделанной работы. |
Текст к занятию №30
Множества и элементы
В любой области деятельности нам постоянно приходится рассматривать различные совокупности объектов, объединённых некоторым общим признаком.
Так, изучая конструкцию какого-либо механизма, мы можем рассматривать совокупность всех его деталей. При этом отдельным объектом данной совокупности может быть любая деталь, а признаком, объединяющим эти объекты, – тот факт, что все они принадлежат вполне определённому механизму.
Говоря о совокупности точек некоторой окружности на плоскости, мы, по существу, говорим об объектах – точках плоскости, которые объединены тем свойством, что все они равноудалены от некоторой фиксированной точки.
Совокупность объектов, объединённых некоторым общим признаком, принято называть в математике множеством, а сами объекты – элементами множества. Понятию множества нельзя дать строгого определения. Конечно, можно сказать (как мы это и сделали!), что множество – это «совокупность», «система», «класс» и т.д. Однако, всё это скорее похоже на формальное использование словарного богатства русского языка.
Для того, чтобы определить какое-либо понятие, прежде всего необходимо указать, каким образом оно связано с более общими понятиями. Для понятия множества сделать это невозможно, так как для него более общего понятия в математике нет. Поэтому вместо определения понятия множества мы и вынуждены прибегать к его иллюстрации на примерах.