Чудопалова К.Г. "Мобильное образование: возможности, преймущества, перспективы"

Е.Г. Чудопалова

Национальный технический университет Украины «КПИ»

Мобильное образование: возможности, преимущества, перспективы

 В настоящее время особое внимание уделяется развитию высокотехнологичных образовательных компетенций и навыков посредством использования современных информационных и коммуникационных технологий, которые могут служить мощным инструментом для образования. При этом они должны быть грамотно включены в учебный процесс и сопровождаться новыми моделями обучения. Для осуществления этого требуется переход к более интерактивному процессу обучения с использованием технологий и инноваций. Технологии позволяют по-новому построить процесс разработки контента, его доставки и актуализации. Обучение становится возможным не только в аудитории, но и дома и в любом другом месте. Основным элементом, связывающим образовательный процесс, становится активный образовательный контент, на базе которого создаются единые репозитории, позволяющие снять временные и пространственные рамки.

Именно такой новой образовательной технологией является мобильное обучение, поддерживающее благодаря сетевым технологиям гибкое, доступное, индивидуальное обучение. Мобильные устройства теснее связывают обучение с жизнью и работой, обучение строится вокруг интересов учащихся и их потребностей в различных ситуациях и обстоятельствах.

Мобильные технологии развиваются непрерывно: смартфоны, планшетные компьютеры, мультимедийные плееры, устройства для чтения электронных книг, и портативные игровые приставки. Подобные устройства имеют возможность подключения к сети Интернет, поддерживают мультимедийные возможности и содействуют в решении широкого спектра задач, относящихся к коммуникации. Устройства становятся более многофункциональными, они поддерживают устную речь, воспроизведение аудио- и видео материалов, чтение, письмо, поиск информации, выполнение расчетов, игры и многое другое. Благодаря мобильным устройствам уходят в прошлое компьютерные классы, дорогостоящие интерактивные доски, т.к. мобильные устройства являются собственностью своих владельцев, с которыми они не расстаются в течение всего дня и также обладают множеством функций для настройки и лучше справляются с задачей персонализированного обучения.

В целом интеллектуальные мобильные устройства, дают учащимся большую свободу — они могут продвигаться вперед в собственном темпе и руководствоваться личными интересами, что повышает мотивацию к обучению, а преподавателям предоставляют полную свободу обеспечивать студентов онлайн-приложениями. Учащимся предоставляется доступ к аудиоматериалам, обмену текстовыми сообщениями, участию в онлайн опросах, текстовых чатах, ведению и просматриванию конспектов.

Мобильное обучение подразумевает использование мобильной технологии, как по отдельности, так и совместно с другими информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ), для организации учебного процесса вне зависимости от места и времени. Обучение может принимать различные формы: с помощью мобильных устройств учащиеся могут:

  • получать доступ к образовательным ресурсам,
  • связываться с другими пользователями,
  • создавать контент.

Таким образом, для методики преподавания иностранных языков мобильное обучение открывает неограниченные возможности. Исследованию оптимизации преподавания иностранных языков при помощи мобильных технологий посвящены работы А.В. Филатова, М.В. Попова, Г.А., Кручининой, С.В. Титовой, П.В. Сысоева.

С развитием информационных технологий отсутствие естественной языковой среды успешно компенсируется виртуальной коммуникацией, а мобильные технологии выступают одним из самых распространенных средств доступа в виртуальную языковую среду. Использование мобильных средств связи открывает доступ к учебным материалам нового формата. Это нетекстовые виды информации, мультимедиа-продукты: аудиофайлы, видеофайлы, подка-сты, слайд-шоу, коллекции изображений, электронные журналы, мультимедиаэнциклопедии. Мобильные мультимедийных приложений для просмотра обучающих веб-ресурсов: мобильные версии языковых словарей (Lingvo, Cambridge), спра-вочников (Britannica) и поисковиков (Google Search, Yahoo Mobile) Примером проектных заданий в формате цифрового рассказа могут служить мультимедийные презентации, видеоролики с использованием фотографий, видео, анимации, музыки, текста, голоса рассказчика.

Введение в обучение иностранным языкам заданий на развитие умений говорения и аудирования в виде цифровых рассказов позволяет оживить изучение традиционных разговорных тем. В результате работы над веб-квестом студенты могут выступить с устным  рассказом, презентацией в Power Point, написать статью, сделать рисунок, создать веб-страницу и т. п.

Одним из наиболее популярных сервисов является блог. Он представляет собой регулярно обновляемый дневник событий. В блоге можно оставлять сообщения, добавлять изображения, аудио и видео. С помощью блогов можно совершенствовать навыки письменной речи разных стилей, обучать дискуссии (приводить аргументы, примеры, делать выводы, высказывать мнения), развивать рецептивные навыки за счет прослушивания аудиозаписей и чтения.

С помощью мобильных устройств преподаватели могут эффективнее использовать время на занятиях в  аудитории, применяя метод «перевернутого» обучения. Сущность метода в том, что традиционно аудиторная работа переносится домой, благодаря коротким видео-урокам, а в аудитории проходят практические занятия под руководством преподавателя. Для создания учебных материалов, которые с успехом можно использовать в «перевернутом обучении», разработаны продукты iSpring. Они позволяют создавать электронные материалы в среде Power Point, а затем конвертировать их в форматы HTML5 и Flash. Кроме того, можно загружиаь созданные видеолекции и тесты в любую СДО, например, Moodle и контролировать процесс обучения. Учащиеся смогут просматривать учебные материалы как на компьютерах, так и на мобильных устройствах в любое удобное время. Благодаря этому обеспечивается непрерывный процесс обучения. Кроме того, поскольку обработка данных все чаще переносится в облако, отпадает необходимость в устройствах, оснащенных дорогостоящими процессорами для выполнения ресурсоемких программ, — учащемуся достаточно лишь выхода в Интернет.

Мобильные технологии автоматизируют процесс оценки результатов обучения и дают учащимся и преподавателям возможность быстрее отслеживать достигнутые успехи.

Можно выделить три основных типа современных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). текстографические, аудиовизуальные и мультимедийные.

Текстографические ресурсы – самые простые, это электронная форма текста с иллюстрациями.

Аудиовизуальный ресурс представляет собой простой компьютерный файл, содержащий фотографию, видеозапись, аудиозапись, музыкальный фрагмент и т.д. Чаще всего они играют роль источников информации (фото, аудио и видеолекции или репортажи) и электронных наглядных пособий при работе преподавателя в аудитории. С развитием видеотехнологий такие ресурсы наиболее популярны при создании самими преподавателями и студентами.

Мультимедийные ресурсы – самые многофункциональные для образования, но они и наиболее сложные в изготовлении, т.к. включают множество содержательных элементов.

Создание и оптимизация образовательных ресурсов для использования на мобильных устройствах требует решения следующих задач:

  • разработка и совершенствование учебных программ и материалов;
  • проектирование программ и курсов;
  • организация интерактивного взаимодействия преподавателей и студентов, а также интерактивного взаимодействия студентов друг с другом;
  • разработка качественных методических и учебных материалов;
  • разработка эффективных инструментов оценки для разнообразных сред.

Эффективность мобильного обучения зависит от надежного подключения к Интернету и другим коммуникационным сетям, а также к сетям передачи данных.

Наблюдается тенденция возрастания значимости социальных медиа в образовательном процессе. Социальные медиа предоставляют молодежи возможность поддерживать многочисленные контакты со сверстниками, основанные на общих интересах (таких, например, как спорт или творчество, коллективная учебная деятельность в сети, обмен знаниями)

Стремительное распространение социальных медиа стало возможным благодаря появлению систем, создающих возможность виртуального присутствия - опосредованного взаимодействия людей с помощью медийных каналов коммуникации, замещающих очное общение (например, сетевые платформы Twitter, Facebook и т.п.). В данном контексте Web 2.0 представляет собой платформу для облачных технологий, «сетевого сообщества». Самым популярным способом использования новых медиа в процессе обучения является внедрение наиболее тесно связанных с ними компетенций в перечень навыков, предусмотренных учебным планом и программой. Применение мобильных технологий осуществляется для реализации следующих целей:

для включения материалов сети в содержание занятия (интегрировать их в программу обучения);

для самостоятельного поиска информации,

для самостоятельного изучения, углубления изучаемого иностранного языка, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;

для систематического изучения определенного курса иностранного языка дистанционно под руководством преподавателя.

Таким образом, мобильные технологии сегодня предоставляют возможности для эффективной организации обучения вне зависимости от времени и места, что наибольшим образом отвечает идее  непрерывного образования в течение всей жизни.

Литература:

1. Голицына И.Н., Половникова Н.Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании [Электронный  ресурс]. URL: http://library.istu.edu/

bulletin/art_tech_2009_05.pdf.

2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под.редакцией: Бадарча Дендева – М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 стр.

3. Капранчикова К. В. Методика обучения иностранному языку студентов на основе мобильных технологий [Электронный  ресурс]. URL: yberleninka.ru/article/n/mobilnye-tehnologii-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-studentov-nelingvisticheskih-napravleniy-podgotovki

4. Рекомендации ЮНЕСКО по политике в области мобильного обучения” (UNESCO Policy Guidelines for Mobile Learning, 2013 г.) [Электронный  ресурс]. URL: http://ru.iite.unesco.org/news/639198/

6. Титова С.В., Авраменко А.П. Мобильное обучение иностранным языкам. М.: Издательство Икар, 2014. 224 с.

7. Титова С.В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы// Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 1. С. 9-23.