Занятие № 31
Занятие № 31 |
||
Ход занятия |
||
Время |
Учебное действие |
Цель |
5 мин. |
І. Организационный этап: Приветствие. Выявление отсутствующих и опоздавших. Проверка готовности учащихся к занятию. Организация внимания учащихся. Сообщение плана занятий. |
Переключение внимания студентов на предстоящее занятие. |
20 мин. |
ІІ. Проверка домашнего задания. |
|
25 мин. |
ІІІ. Продолжение изучения новой темы по специальности: «Множества и элементы» Предтекстовые задания Задание 3. Прочитайте микротекст 3. Дайте название фрагменту текста. Найдите в І абзаце предложение, которое определяет содержание ІІ, ІІІ и ІV абзацев. Найдите в ІІІ и ІV абзацах предложения, выражающие основную информацию. Описание множества может быть простым и не вызывать никаких трудностей. Например. Если мы говорим о множестве, состоящем из двух чисел 1 и 2, то ясно, что ни число 3, ни школьная тетрадь, ни автомобиль не входят в это множество. В общем же случае задание множеств их характеристическ Одна из причин может заключаться в недостаточной определённости тех понятий, которые используются в описании множества. Пусть мы рассматриваем множество всех планет Солнечной системы. О чём идёт речь? Известно девять больших планет. Но вокруг Солнца обращается и более тысячи малых планет, или астероидов. Диаметры некоторых из этих планет измеряются сотнями километров, но есть и такие, диаметры которых не превышают и 1км. По мере совершенствовани Не всегда затруднения с определением состава множества зависят только от подобных причин. Иногда множества, на первый взгляд вполне определённые, оказываются определёнными очень плохо, а то и совсем неопределёнными. Пусть, например, некоторое множество состоит из одного числа. Определим это число как «наименьшее целое число, которое нельзя определить с помощью фразы, имеющей менее ста русских слов». Будем считать, что используются лишь слова, взятые из некоторого словаря, и их грамматические формы, и что при этом в словаре имеются такие слова, как «один», «два», и т.д. Заметим, что, с одной стороны, такое число не должно существовать, ибо оно определяется фразой менее чем из ста слов, а по смыслу этой фразы оно не может быть определено подобным образом. Но с другой стороны, так как число используемых русских слов конечно, то значит, есть числа, которые нельзя определить фразой, имеющей менее ста слов, и следовательно, среди этих чисел есть наименьшее. |
Тренировка в репродуцировании текста с элементами продуцирования в устной форме. |
10 мин. |
Задание 4. Прочитайте микротекст 4. Ответьте на вопрос: Какие множества будут рассматриваться в математике, и как они будут обозначаться? В области математики, называемой теорией множеств, накопилось немало примеров, когда определение самого множества внутренне противоречиво. Изучение вопроса, при каких условиях это может иметь место, привело к глубоким исследованиям в области логики, однако мы оставим эти исследования в стороне. Всюду в дальнейшем мы будем считать, что рассматриваются лишь множества, которые определены точно и без противоречий, и состав которых не вызывает никаких сомнений. Как правило, мы будем обозначать множества прописными латинскими буквами А, B, …, а их элементы – малыми а, b, … . Мы будем писать х А, если х принадлежит множеству А, и х А, если элемент х не принадлежит множеству А. Иногда мы будем вводить в рассмотрение так называемое пустое множество, т.е. множество, которое не содержит ни одного элемента. Использование пустого множества удобно там, где заранее неизвестно, существует ли хотя бы один элемент в рассматриваемой совокупности. |
Умение выделить главную мысль. |
10 мин. |
Задание 1. К каждому пункту вопросного плана найдите в тексте соответствующие абзацы. План 1. Что мы обычно рассматриваем в любой области деятельности? 2. Какое определение можно дать понятию множества и понятию элементов множества? 3. Какие существуют варианты задания множества? 4. От чего зависит определение состава множества? 5. Что вы можете сказать о внутренней противоречивости определения множества? 6. Как принято обозначать множества? 7. Что вы можете сказать о пустом множестве? |
Контроль усвоения прочитанного текста. |
5 мин. |
Задание 2. Проверьте, правильно ли вы нашли в первом абзаце микротекста 3 предложение, которое определяет содержание ІІ, ІІІ и ІV абзацев. В общем случае задание множества их характеристическ |
|
5 мин. |
Задание 3. Прочитайте предложения и расположите их в логической последовательнос 1. Всё это похоже скорее на формальное использование словарного богатства русского языка. 2. Понятию множества нельзя дать строгого определения. 3. Совокупность объектов, объединённых одним общим признаком, принято называть в математике множеством, а сами объекты элементами множества. 4. Конечно, можно сказать, что множество – это совокупность, система, класс и т.д. |
|
5 мин. |
ІV. Домашнее задание: Задание 4. Ответьте на вопросы, не обращаясь к тексту. 1. Какие вы можете привести примеры совокупности объектов, объединённых некоторым общим признаком? 2. Что вы можете сказать о конечных и бесконечных множествах? 3. Что вы видите характерного в описании множеств? 4. Почему нельзя дать строгого определения понятию множества? 5. Что необходимо для определения какого-либо понятия? 6. Что вы можете сказать об определении состава множества? Задание 5. Используя данные положения, составьте короткие сообщения. 1. Совокупность объектов, объединённых общим признаком, принято называть в математике множеством, а сами объекты – элементами множества. 2. Один из самых простых способов описания множества состоит в том, что даётся полный список элементов, входящих в само множество. 3. Описание множества может быть очень простым и не вызывать никаких трудностей. |
Определение посильности домашнего задания и частичное выполнение его в аудитории. |
5 мин. |
V. Подведение итогов и оценка проделанной работы. |